Горячая линия +375 222 41-88-25, пн-пт 08.00-13.00, 14.00 -17.00

rubeen

Управление по труду, занятости и социальной защите Могилевского горисполкома

О производственном травматизме по причине нарушения исполнительской и трудовой дисциплины

Анализ причин производственного травматизма в 2023 году, проведенный на основании завершенных расследований и специальных расследований, показал, что производственный травматизм обусловлен прежде всего низкой исполнительской и трудовой дисциплиной самих потерпевших и их личной неосторожностью.

При этом, что чаще всего нарушение потерпевшими дисциплины выражается в несоблюдении элементарных требований безопасности, предусмотренных инструкциями по охране труда, неприменении выданных средств индивидуальной защиты, пренебрежении собственной безопасностью.

Указанные причины несчастных случаев являются следствием: — некачественной подготовки работников по вопросам охраны труда (недостатки в обучении, инструктаже, стажировке и проверке знаний работающих по вопросам охраны труда); — неэффективного контроля за соблюдением законодательства об охране труда на всех этапах производственного процесса; — приниженного спроса за несоблюдение трудовой, производственной и исполнительской дисциплины; — отсутствия персонифицированного учета нарушений требований по охране труда; — отсутствия, недостатков в проведении предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения.
В 2023 году 9 работников организаций области, получивших производственные травмы, находились в состоянии алкогольного опьянения.
Так, 14.03.2023 работники одной из сельскохозяйственных организаций выполняли работы по демонтажу шифера с крыши неиспользуемого сарая на молочно-товарной ферме. Под одним из них неожиданно проломился шифер из-за чего он упал на бетонный пол сарая, получив тяжелую травму. При этом потерпевший был в состоянии сильного алкогольного опьянения (3,02 промилле).

20.06.2023 в другой сельскохозяйственной организации выполнялись работы по устройству световых фонарей в кровле сарая молочно-товарной фермы. Для устройства световых фонарей потерпевший с помощью бензореза вырезал проемы в плитах перекрытия кровли. Заканчивая вырезать очередной проем, потерпевший упал вместе с вырезанной частью плиты перекрытия, получив при этом тяжелую травму. Одной из причин данного несчастного случая явилось нахождение потерпевшего на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения (1,28 промилле). 05.11.2023 погиб плотник строительной организации, который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, поднялся на ригель без применения предохранительного пояса и упал с высоты 3,3 м. Причиной данного несчастного случая стало нарушение потерпевшим требований инструкции по охране труда, выразившееся в нахождении в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте и в рабочее время на высоте 3,3 м без применения пояса предохранительного.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30, (далее — Правила) грубой неосторожностью является неосторожность, при которой с учетом конкретной обстановки застрахованный мог предвидеть наступление вредных для себя последствий, но легкомысленно надеялся, что они не наступят.

Грубой неосторожностью может быть признано совершение застрахованным, в том числе, одного из следующих действий: нарушение (несоблюдение) элементарных требований предусмотрительности и безопасности; нарушение (несоблюдение) требований нормативных правовых актов, локальных правовых актов, по которым застрахованный прошел обучение и (или) проинструктирован в порядке, установленном законодательством, если с учетом конкретной обстановки он предвидел возможность наступления вредных для себя последствий, но легкомысленно надеялся, что они не наступят, за исключением случаев, когда несчастный случай произошел в период прохождения потерпевшим стажировки по вопросам охраны труда или до прохождения им первичной проверки знаний по вопросам охраны труда (если проведение такой проверки требуется в соответствии с законодательством), а также при отсутствии у потерпевшего допуска к самостоятельной работе в установленном порядке; нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, если в ходе расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания установлено, что такое состояние содействовало причинению вреда здоровью потерпевшего либо его смерти или увеличению размера этого вреда.

В соответствии с пунктом 17 Правил, если в действиях потерпевшего усматривается грубая неосторожность, при расследовании несчастного случая определяется и указывается в акте о несчастном случае на производстве степень вины потерпевшего в процентах на основании протокола об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве.

При этом в соответствии с пунктом 311 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, размер рассчитанных застрахованному единовременной и ежемесячных страховых выплат уменьшается страховщиком пропорционально степени вины застрахованного, но не более чем на 50 процентов.

Так, 20.11.2023 произошел несчастный случай, приведший к тяжелой производственной травме, с животноводом сельскохозяйственной организации. Одной из причин данного несчастного случая явилось нахождение потерпевшего на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. В действиях потерпевшего установлена грубая неосторожность и определена степень вины в размере 50%.

В соответствии с требованием пункта 1.2 Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее — Директива) руководителям государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности необходимо в целях исключения чрезвычайных происшествий и производственного травматизма обеспечить систематический контроль физического состояния работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или повышенной опасностью, путем проведения освидетельствований и (или) медицинских осмотров, в том числе с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресспластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах.

В соответствии с пунктом 1.4 Директивы руководители государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности должны обеспечить безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы. В соответствии со статьей 27 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работающие, занятые на работах с повышенной опасностью, должны проходить предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Перечень работ (профессий рабочих), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения, порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования работающих утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119. В соответствии с пунктом 24 Плана мероприятий на 2024 год по реализации в Могилевской области положений Директивы, утвержденного решением Могилевского областного исполнительного комитета от 30.11.2023 № 50-4, горрайисполкомам поручено обеспечить в организациях, расположенных на подведомственной территории, систематический контроль физического состояния работников, занятых на работах с повышенной опасностью, не реже двух раз в смену (до начала смены и по окончании рабочего дня). Ряд несчастных случаев на производстве произошел из-за нарушений потерпевшими требований инструкций по охране труда.

Так, 14.04.2023 произошел несчастный случай со смертельным исходом с трактористом-машинистом сельскохозяйственного предприятия в результате падения потерпевшего в рабочий орган движущейся сеялки. Причиной несчастного случая стало нарушение потерпевшим требований локального правового акта по охране труда, выразившееся в запрыгивании на прицепную рядовую сеялку во время ее движения.

05.01.2024 произошел несчастный случай со смертельным исходом с водителем автомобиля в результате воздействия на потерпевшего шнека пескосолераспределительной установки, установленной в кузове автомобиля. Причиной несчастного случая стало нарушение потерпевшим требований локального правового акта по охране труда, выразившееся в выполнении работ по обслуживанию пескосолераспределителя без выключения гидронасоса, двигателя автомобиля и без извлечения ключа из замка зажигания.

Следует отметить, что согласно требованиям Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее — Инструкция № 175), инструктаж по охране труда завершается проверкой усвоенных знаний по вопросам охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) или программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы лицом, проводившим инструктаж по охране труда.

Вместе с тем, в ряде случаев проведение инструктажей сводится к формальным подписям в журналах регистрации инструктажей.

Кроме того, нанимателями редко назначается проведение внепланового инструктажа по охране труда при нарушении нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и локальных правовых актов, что предусмотрено пунктом 27 Инструкции № 175.

Также наниматели недостаточно пользуются возможностью назначения внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда. Справочно: согласно пункту 56 Инструкции № 175 внеочередная проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих проводится независимо от срока проведения первичной, периодической проверки знаний по вопросам охраны труда проводится по решению (распоряжению) руководителя организации (структурного подразделения) или уполномоченного должностного лица организации, ответственного за организацию охраны труда, по требованию работников службы охраны труда (специалиста по охране труда) либо уполномоченного должностного лица нанимателя, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда.

Обязанность нанимателя по обеспечению контроля за соблюдением законодательства об охране труда регламентирована статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда». Контроль за соблюдением требований по охране труда осуществляется: руководителем организации или уполномоченным в соответствии с системой управления охраной труда его заместителем; должностными лицами, ответственными за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда, а также при выполнении отдельных видов работ, назначенными из числа работников, в непосредственном подчинении которых находятся другие работники, руководителями структурных подразделений, а также работниками службы охраны труда (специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом нанимателя, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда). Обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда должна быть отражена в должностных инструкциях руководителей и специалистов.

Одним из факторов, приводящих к низкой дисциплине работников в вопросах охраны труда, является приниженный спрос с работников в случаях несоблюдения ими требований локальных правовых актов (инструкций по охране труда, технологических инструкций и т.д.).

Справочно: статьей 198 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до двенадцати месяцев и увольнение.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами.

Кроме того, в соответствии с требованиями Директивы и Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет) за однократное грубое нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников, трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем. Указанное обстоятельство признано дискредитирующим обстоятельством увольнения.

Начальник управления

+375 222 76-52-55

Электронная почта:
social@mogilev.gov.by

Адрес:
ул. Космонавтов,17

Обратная связь

rubeen